Проэстетизм?
Первые эксперименты с рисующим шимпанзе были проведены в России Ладыгиной-Коте еще до революции. Джонпи, шимпанзе, за который наблюдала Ладыгина-Коте, сначала просто чертил прямые линии. По мере совершенствования в рисовании оп стал тщательно вырисовывать линии. Потом пересек их под прямым углом поперечными линиями и па атом остановился, больших успехов не добился.
Ладыгина-Коте сравнивала «творчество» шимпанзе с рисунками ее четырехлетнего сына и убедилась, что обезьяна, рисовавшая прежде то же, что и дитя, по мере роста ребенка стала отставать а рисовании. Джонни никогда по мог начертить круг. А изображение круга — предел успеха для всех занимающихся рисованием обезьян. Дети же сначала па определенных этапах идут от каракулей, прямых линий и наконец вырисовывают круг. Следующий этап их манипулирования с карандашом на бумаге — изображения человеческого лица, а потом п фигур людей. Это обезьяна недоступно. Никакая еще обезьяна в живописном своем творчестве не пошла дальше изображения круга.
Ро Келлог, работник детского сада в Сан-Франциско, соб-1 рала 200 тысяч детских рисун-
ков из 14 стран мира и установила: «Они удивительно одинаковы на каждой ступени развития ребенка». Постепенно рисунки усложнялись, одни дети совершенствовали свое рисовальное мастерство быстрее, чем другие, но «все они проходили одинаковый путь».
Десмонд Моррис, куратор Лондонского зоопарка, тщательно сопоставил детские рисунки с рисунками шимпанзе. До того момента, когда ребенок начинает рисовать человеческое лицо, усовершенствование рисовальной техники и увеличение сложности рисунков у детей и шимпанзе идут одинаковыми этапами.
Шимпанзе Конго, бывший под его наблюдением, в рисовании превзошел всех своих собратьев: он не только начертил круг, но и испещрил его точками. За два года Конго «намалевал» 384 рисунка. Все они сделаны «по собственному разумению, не были копированием с образцов и не основывались па подсказке ученого». Достигнув высшего для обезьян совершенства — изображения круга с точками, Конго заскучал, потерял интерес к рисованию, которым прежде так увлекался. Чувствовалось, что он достиг максимума, на который способна обезьяна.
У обезьян на рисунках соблюдена удивительно строгая симметричная композиция. В атом отношении они превосходят детей.
С математической точностью обезьянье располагают рисунок в самом центре бумаги. Если заполняют углы, то тоже с большим мастерством: со строгим соблюдением величины рисунков во всех углах. Орнаменты в центре рисунка исполняются тоже симметрично, чего ни один ребенок в возрасте до четырех лет сделать не может.
У каждой обезьяны, можно сказать, свой почерк в рисунке, свои формы изображения. Если показать рисунок какой-либо обезьяны ученому-экспериментатору, он сразу же скажет, кто из его подопытных животных это сделал.
Излюбленной фигурой, которую рисовал Конго, был веер. Множество его вариантов он изобразил на бумаге и стремился всегда поместить его строго в центре.
До 1961 года 30 обезьян занимались рисованием под наблюдением экспериментаторов: 23 шимпанзе, 3 орангутана и 4 капуцина. Немного позже стали давать обезьянам-художпикам краски, и рисунки их стали цветными. Сначала делались они пальцем, затем очень быстро и охотно обезьяны научились пользоваться кистью и фломастером.
А до этого Институт современного искусства устроил выставку картин Конго и Бетси (из Балтиморского зоопарка). Руководители зоопарков хотели, чтобы рисунки обезьян никто не покупал, так как эксперименты с ними еще не окончились. И потому назначили очень высокие цены за образцы творчества обезьян. Но почти все картины были распроданы! У зоопарков появилась новая статья доходов.
Картины покупали не только богачи-снобы, чтобы потешить ими своих скучающих гостей, но и такие знатоки живописи, как Пабло Пикассо, Герберт Рид и известный биолог Джулиан Хаксли.
Ведь обезьяны немало трудились над своими созданиями. Это не было простое каляканье от нечего делать. Обезьяны приходят в лабораторию, где ждут их карандаши и бумага, как на серьезный урок. Взяв в руки карандаш, она тут же забывают и о биологе, стоящем рядом, и о любимых ими фруктах, обо всем. «Обезьяна достигает такой сосредоточенности, которая ранее считалась для нее невозможной».
«Животные начинали злиться, если их останавливали; когда же у них в процессе работы отбирали рисунок, то они очень волновались. По-видимому, у пих существует представление о том, каким должен быть законченный рисунок. Если у Конго отбирали незаконченный рисунок, а затем возвращали его, он начинал рисовать с того места, на котором прервал работу. Следовательно, обезьяна ясно ощущает, что рисунок не завершен. В тех случаях, когда Конго убеждали не начинать полого рисунка, а продолжать трудиться над тем, который им «закончен», обезьяна теряла терпение, начинала хныкать и визжать, а если делались настоичивые попытки принудить ее, то она принималась портить рисунок. Она наносила на «бессмысленные чиркающие линии» (Салли Керригер).
Много ли нужно обучать обезьяну рисованию?
Нет, обучать совсем не требуется. Она сама учится в процессе работы. Дают ей просто карандаш и сажают перед чистым листом бумаги, и сейчас же ее охватывает волнение, она начинает рисовать. Сначала простые линии (или полосы, если рисует красками) и, рисуя, водит всей рукой по бумаге. Постепенно улучшает технику письма: карандаш держит уже, как и мы, и нажимает на него указательным пальцем, и только пальцами водит теперь по бумаге.
Рисование для обезьяна — очень увлекательное дело, они готовы заниматься им весь день. Шимпанзе Альфа постоянно выпрашивала у сотрудников зоопарка карманные книжки и карандаши и очень злилась, когда ей их не давали. Обезьяна Гуа, когда не было у нее карандаша и бумаги, рисовала копчиками пальцев или ногтями на запотевшем оконном стекле. Горилла Меиг много раз пыталась очертить собственную тень на стене.
Вот такие дела. Теперь уже биологам ясно, что у высших обезьян есть известное художественное дарование, испытывают они и творческое вдохновение, сильное стремление рисовать. Значит, эстетизм им присущ. Некоторые биологи не говорят о псм прямо, а предпочитают умение многих животных разбираться в красоте называть проэстстизмом (предэстетпзмом).